Фитнес как развлечение

Когда я по пятницам утром провожу занятия по разговорному английскому языку, в соседнем помещении женщины буквально дотягиваются до неба на занятиях стретчингом, а под нами другая группа женщин увлеченно предается пилатесу (который по-французски звучит как «пилот»). Двое моих подруг занимаются тайчи. Многие другие мои знакомые француженки практикуют ту или иную форму йоги.

Что же до моей аквааэробики, она настолько популярна, что желающие записаться часто сталкиваются с отказом. В этом году я вытащила себя из постели в восемь утра в субботу (!) и отстояла в очереди два часа, чтобы только получить абонемент. За свои триста шестьдесят евро в год я имею возможность посещать семь занятий аквааэробикой в неделю. (Один год я даже действительно ходила на них семь раз в неделю.)

Что общего у всех этих занятий? По большей части посещают их женщины средних лет. На занятия их приводят разные причины. Кто-то пытается стимулировать метаболизм после менопаузы. Кто-то хочет, чтобы тело выглядело молодо, а движения были плавными.

В моей группе аквааэробики женщины от двадцати лет (некоторые из них молодые мамы) до восьмидесяти трех (такая только одна, и она никогда не скрывает свой возраст, а даже гордится им, что неудивительно). Она говорит, что занятия помогают ей избавиться от артрита, и когда я наблюдаю, как шустро она перемещается в бассейне и вне его, я думаю о том, что, похоже, это так. В бассейн она часто приезжает на велосипеде.

Одна моя знакомая, которая недавно отпраздновала свое семидесятилетие, говорит, что победить артрит и двигаться с той же легкостью, что и в тридцать, и даже ездить на велосипеде ей помогают три еженедельных занятия: стретчинг, йога и тайчи. Я как-то видела ее в городе — она делала закупки на рынке сама, пешком, с большой корзиной, висящей на руке, и двигалась, как молодая женщина: быстро, легко и пружинисто.

Одна из моих учениц, которой немного за сорок, под одеждой носит купальник, и как только заканчивается наше занятие, устремляется в расположенный за соседней дверью бассейн, чтобы сделать заплыв перед обедом.

Все это показывает, что очень многие француженки активно занимаются спортом, и количество их все растет. Не верьте, если прочитаете где-то, что француженки средних лет избегают физических нагрузок. Поверьте, это не так. Мы занимаемся с ними вместе.

Анн Бретон, танцовщица классической школы и инструктор на вышеупомянутых (безводных) занятиях, ведущая в придачу танцы и фитнес, сказала мне на днях, что также дает персональные уроки, поскольку среди посещающих ее женщин преимущественно среднего возраста очень много желающих заниматься персонально. Они понимают, что индивидуальный подход и полное внимание инструктора помогут им выполнять движения более правильно, что принесет большую пользу. Я спросила у нее о возрасте занимающихся у нее в группах и индивидуально. «От тридцати до семидесяти с плюсом, — ответила она. — Кто-то ходит три раза в неделю, а кто-то один. Как правило, это зависит от того, кто работает, а кто нет. Последние десять лет гимнастические залы фитнес-клубов переполнены. Думаю, женщины осознали, что для того, чтобы оставаться здоровой и чувствовать себя молодой, нужно заниматься спортом».

Бретон преподает различные виды фитнеса, включая джазовый танец и балет, вот уже двадцать шесть лет. Базовое занятие у нее длится шестьдесят минут и проходит в очень бодром темпе. Оно включает приседания, растяжку, проработку мышц живота, ягодиц и рук, а заканчивается расслабляющим стретчингом. «Постепенно, по мере того как появляется прогресс, я добавляю упражнения с весом и эспандерами», — говорит она. Также она ведет занятия по степ-аэробике.

Она отмечает, что ее занятия — отнюдь не забава и веселье. «Мне доводилось видеть, как на других занятиях женщины разговаривают, обмениваются рецептами, болтают обо всем на свете, но на моих занятиях этого не будет. Мы здесь для того, чтобы работать, и мы концентрируем все свое внимание на упражнениях, — говорит она. — Но это же так здорово».

Хотя сама Бретон пилатес не преподает, она большая поклонница этого вида фитнеса. «Это просто замечательный способ расправить тело, потянуться и подвигаться. Настоящее лекарство от возрастных проблем».

Она говорит, что на волне всплеска физической активности она наблюдает, как все больше и больше женщин начинают бегать по утрам. «И не только молодые, — говорит она. — Сегодня бегают и те, кому за сорок и пятьдесят». У Бретон очень тонкие кости и, как и можно было бы предположить, с учетом того, что она двигается двадцать восемь часов в неделю (это не считая индивидуальных занятий), очень завидная фигурка. Она говорит, что никогда не сидит на диете, но питается правильно. «Давайте сформулируем это так: я никогда ни в чем себе не отказываю».

Когда я смотрю, как входят в зал ее клиентки, я вижу женщин нормального телосложения: у некоторых очень стройные фигуры, у других — менее стройные, есть несколько «немного округлых». Это, по сути, микрокосм женщин, которых я вижу каждый день. Анн объясняет своим ученикам, что упражнения помогают улучшить фигуру, мускулатуру, а также сохранить подвижность суставов, «но если кто-то хочет сильно похудеть, нужно сокращать количество потребляемых калорий». Она говорит, что сама она из-за объема мышечной ткани весит значительно больше, чем рекомендовано. «Мне приходится постоянно объяснять женщинам этот феномен».

Наш разговор плавно перетек от мышц к целлюлиту, насчет которого у нее тоже, как выяснилось, имеется четкая позиция: «Целлюлит — это нормально для женщин. Даже у меня есть целлюлит». Мне в это не очень верится, но она клянется, что это так. Он еле заметен и совсем не беспокоит, но она использует себя как живой пример, чтобы объяснять женщинам, что и для них он, скорее всего, неизбежен.

Редко проходит месяц, чтобы главные женские журналы не написали в очередной раз о фитнесе. Когда мы только переехали во Францию, его еще как такового и не было.

По всей стране растут, как грибы после дождя, спортивно-оздоровительные центры, предлагающие самые разные способы совершенствования себя и приятного времяпрепровождения в красивой обстановке. Есть клубы попроще, но в каждом обязательно имеется бассейн, достаточно просторный для проведения занятий по аквааэробике, а то и заплывов на серьезные дистанции, фитнес-группы и тренажерный зал с соответствующим оборудованием и инструкторами, а зачастую также хам-мам, куда стягиваются женщины всех возрастов.

В Париже, что неудивительно, можно найти захватывающие дух спа с самым современным оборудованием и шикарными интерьерами. В последние несколько лет роскошные отели стали организовывать у себя зоны фитнеса и красоты. После интенсивной тренировки можно пройти расслабляющие косметические процедуры, которые выполняются так мастерски, что хочется остаться жить здесь навсегда. По крайней мере, в одном из таких центров, где я провела незабываемый день, скоро будет введена полная велнес-программа, включающая все вышеперечисленное плюс персональные рекомендации диетолога. Некоторые говорят, что подобные программы не всегда имеют отношение к снижению веса и что разрабатываются они исключительно в оздоровительных целях и даже могут иметь антивозрастную направленность. Это относится как к физическим нагрузкам, так и к диетическим рекомендациям.

И совсем не обязательно жить в отеле. Во Франции, как я выяснила, очень серьезно относятся к качеству жизни граждан. В небольших городах и поселках независимо от их размера по разумной цене предлагаются самые различные курсы и спортивные секции, и жители могут записаться на них, чтобы сделать свою жизнь интереснее. В том городе, где я преподаю разговорный английский, в числе прочего предлагаются поездки в музеи в сопровождении историков-искусствоведов (автобус забирает желающих у ратуши, отвозит на день в Париж и возвращается в шесть часов вечера). А также практикуются уроки рисования и живописи для жителей всех возрастов; уроки компьютерной грамоты разного уровня; уроки игры на фортепиано; книжные клубы, а также набираются различные группы для занятий танцами и фитнесом. Население города составляет 3 400 человек, и в нем имеется плавательный бассейн, в котором по расписанию постоянно занимаются различные спортивные группы.

Женщины средних лет — самые заядлые их посетительницы. Одна из моих учениц, которой за шестьдесят, выходя из компьютерного класса, пересекает вестибюль и идет ко мне заниматься английским, а девяносто минут спустя отправляется в бассейн.

Многие занятия, особенно спортивные, предлагаются на выбор, имеются также семейные скидки, скидки пенсионерам, а также возможность выбрать для занятий в зале и бассейне те часы, которые позволяет твой график и бюджет. Занятия проводятся утром и вечером, что удобно для тех, кто днем работает.

Как-то недавно, выбирая белые персики на своем любимом рынке, я заметила, что стою рядом со своей знакомой из группы аквааэробики, которую не видела почти год. После долгих приветствий мы стали говорить о занятиях. Мари, которой за семьдесят, как оказалось, переехала в Версаль и теперь занимается аква-аэробикой там.

«И вот что там лучше всего, — сказала она, — у них есть водные велосипеды. Я-то езжу не быстро, но все равно это просто фантастика. Никогда бы не подумала, что можно кататься на велосипеде в бассейне».

И она стала уговаривать меня присоединиться к ней. «Потом можем пообедать», — добавила она, чтобы подсластить предложение. И я, наверное, не удержусь. До Версаля от нашего дома почти полчаса, а до спортивного центра, где я обычно занимаюсь аквааэроби-кой, — может быть, более простого, но все равно замечательного, — всего пять минут езды от двери до двери. Если бы я действительно серьезно увлеклась спортом, то могла бы доезжать до него за пятнадцать минут на велосипеде.

Еще в одном соседнем городке, в Худане, до которого от нас двадцать минут в другую сторону, муниципалитет открыл спортивный центр с новейшим оборудованием, в котором тоже есть водные велосипеды. Моя подруга Мишель, которой сорок три, сказала мне, что нужно звонить заранее, чтобы зарезервировать «вело» на двадцатиминутное занятие под присмотром инструктора. «Если опоздаешь хотя бы на три минуты, твое место отдадут’ другому, — говорит она. — Ажиотаж такой, что ты просто не представляешь».

Даже выходящий за рамки всех понятий эксклюзивности парижский клуб «Поло» (про него не говорят «клуб», а говорят просто «Поло», и все понимают, о чем речь), основанный в 1892 году виконтом де Ларошфуко, к огорчению многих членов, оснастил бассейн водными велосипедами. «Мы ходим сюда плавать, — пожаловался мне один из членов клуба. — А эти велосипеды все портят».

Это чистая правда, по-моему, что француженки, особенно среднего возраста, относятся к занятиям спортом совсем не так, как мы. Они явно не придерживаются мнения, что результаты должны быть выстраданными. Я всегда считала их достаточно подвижными и спортивными, и это свойство в сочетании с тем, что они никогда не прочь пройтись пешком и много ездят на велосипедах, определенно дает им результаты без особых страданий.

Кроме того, им обязательно нужен элемент удовольствия. У меня сердце заходится, когда я вижу, как женщины среднего возраста (и вообще любого) гоняют по Парижу на мотоциклах, петляя между машинами, с развевающимися на ветру юбками и без шлемов, но они выглядят такими беззаботными и счастливыми, как будто это самый радостный момент в их жизни.

Что же до собственно спортивной стороны вопроса, в нашем уголке земного шара большой популярностью пользуется теннис, признание завоевывает гольф и очень много поклонников верховой езды. Следует ли мне уточнять, что здесь на полях для гольфа больше мобилей не увидишь? Оба эти вида спорта очень увлекательны, способствуют общению и хорошо сжигают калории. Когда я спрашиваю у своих французских друзей про гольф-мобили, они недоумевают. Говорят, они думали, что пришли сюда поразмяться. Трое моих подруг берут уроки гольфа, а одна по настоянию мужа участвует в турнирах.

«Мне не нравится соревновательный аспект, потому что игрок из меня никакой, но, думаю, теоретически это Должно улучшить мою игру, — сказала она как-то с глубежим вздохом. — Я постоянно напоминаю себе о пользе свежего воздуха».

После определенного возраста большинство француженок предпочитают парную игру в теннис и, по возможности, смешанные пары. Так веселее и приходится меньше бегать, и это очень по-французски — умение получать двойное удовольствие. То, что все предпочитают смешанные пары, показывает, насколько важен для них фактор удовольствия. «Просто удивительно, что мы с мужем можем с таким запалом биться против своих друзей, и при этом еще так много смеяться, — сказала мне одна знакомая. — Мы как будто снова чувствуем себя детьми. Это определенно воспринимается не как тренировка, а как приятное развлечение».

Большинство женщин моего возраста и по обе стороны моего десятка предпочитают по возможности спорт на свежем воздухе. Многие не понимают, зачем заниматься на велотренажере в душном зале, хотя не прочь расстелить рядом свои коврики и немного попотеть, выполняя гимнастические упражнения. Они не исключают полностью тренировки в зале, но у них есть какая-то внутренняя неискоренимая потребность в том, чтобы сочетать занятия с созерцанием природы. Высказывались предположения, что эта навязчивая тяга к природе берет корни в прошлом страны, которая была почти полностью аграрной. Они уверены, что глоток свежего деревенского воздуха помогает оставаться молодыми и энергичными. Также они высоко превозносят способность природы врачевать душу и спасать от депрессии.

После воскресного званого обеда за городом вся компания после кофе обязательно выходит на продолжительную пешую прогулку.

Каждые выходные по извилистым дорожкам леса Рамбуйе (кстати, бывшего охотничьего угодья французских королей) катаются на велосипедах целые семьи. Впереди едут бабушки и мамы, а за ними, подобно утятам, следует выводок детишек разных возрастов.

Француженки стараются не только ежедневно кормить своих детей свежими овощами и фруктами, но и по возможности чаще выводить их на свежий воздух. Эти прогулки — часть французской эстетики и еще одна составляющая заботы о себе. Еще большую привлекательность этим прогулкам придает возможность набрать летом лесных ягод, а осенью — грибов. Такое здоровое времяпрепровождение является частью выходных в кругу семьи вот уже много поколений.

Сбор грибов почитается во французской провинции священным делом. (И в каждой французской аптеке вам бесплатно подскажут, съедобны ли грибы в вашей корзинке.) Настоящие грибники знают в лесах потайные места, где они многие годы собирают свои сокровища из-под слоя опавших листьев и мха. Большинство из них никогда и ни за что не расскажут, где находятся эти места, но охотно поделятся урожаем. Одна моя хорошая подруга четы-ре-пять раз в год приносит мне белые грибы. Где она их находит — это ее тайна.

Но я и не лезу с расспросами: меня в такой расстановке и так все устраивает.

Помимо привычных ежедневных нагрузок, обычное явление — спортивноориентированный семейный отдых. Это означает зимние виды спорта (лыжи) и летние спортивные игры на открытом воздухе. Большинство французских детей впервые попадают на горнолыжные склоны, едва научившись ходить. Моя дочь ездила с друзьями в их шале, а ее школа организовывала лыжные экскурсии. Племянница моего мужа — доктор, которой чуть-чуть за пятьдесят — устраивает себе два отпуска на горнолыжных курортах: один в марте, а второй в декабре — вместе с мужем и тремя дочерьми. Летом они арендуют дом около Биаррица, где вся семья занимается виндсерфингом. (Также она ездит на велосипеде за город по выходным и дважды в неделю после работы плавает в олимпийском бассейне около своего дома в Нейи.)

Некоторые семьи ежегодно проводят отпуск в Бретани, поскольку считают, что купание в океане и местный ионизированный воздух защищают от простуды и гриппа в течение всего года. Мой муж уверен, что это так, и считает это основной причиной того, что их семья держала дом на самом берегу Атлантического океана. Он говорит, что его мать настаивала на летних каникулах в Бретани как раз по этой причине. Подобно тысячам сегодняшних матерей и бабушек, она была уверена, что морской воздух уберегает детей от болезней в течение всего школьного года.

Моя подруга Эдит разработала собственную оздоровительную программу, которая состоит из ежедневного плавания (весной, летом и осенью в бассейне ее загородного дома), сауны (тоже в ее доме), езды на велосипеде, но только не в Париже («за городом я катаюсь, но в Париже на велосипеде страшно»), зимних каникул на горнолыжных курортах и тренировок с Джейн Фонда пять дней в неделю. После всего этого она восстанавливает силы двумя обжаренными ломтиками хлеба из шести злаков с медом, соевым йогуртом (она не употребляет молочные продукты), зеленым чаем и пригоршней миндаля, который она предварительно замачивает на ночь, чтобы удалить жесткие шкурки. Когда она в Париже, она везде ходит пешком и спускается в метро только в случае крайней необходимости.

Эдит — самая злостная нарушительница безмятежного покоя воскресного дня, которая после обеда обязательно придумает «одеться и выйти погулять». В дождь и в зной, в снег и в грязь, в метель и в гололед она вытащит всех подышать свежим воздухом, невзирая ни на какие метеорологические условия. Если гости вздумают возражать, она достает из шкафов плащи, дождевики, шапки, перчатки, шарфы, носки и даже ботинки самых разных размеров. Ботинки велики? «Вот, надеть еще одну пару носков». Другими словами, не отвертишься, как ни старайся. По возвращении она вознаграждает нас чаем и выдает по одному овсяному печенью каждому, а иногда, совсем иногда, еще и две плиточки темного шоколада, всегда семидесятипроцентного.

News Reporter