Как назвать ребенка

Каждый из нас при рождении получает имя. И важно, чтобы маленький человек к школе знал не только свое имя, но и имена своих родных и знакомых. Школьные психологи называют это одним из критериев зрелости. Вы думаете, все так просто? Оказывается, нет!

 

Сеня, который не разобрался

Плановое собеседование для детей по подготовке к школе, первый тур. Передо мной худенький мальчик Сеня, ему 6 лет. Задаю вопросы: «Как тебя зовут, где живешь?» На вопросе про отчество спотыкается и долго молчит. Тогда спрашиваю, как зовут папу.

— Дядя Паша, — отвечает. Ну, думаю, бывает. Может, не папа, а отчим.

— А маму как?

— Тетя Галя…

И тут я вспоминаю, что в прошлом году я уже спрашивала именно у Сени имена папы и мамы. И тогда тоже фигурировали «дяди» и «тети». После этого на прием пришла смущенная мама, которой я сказала, что просто необходимо, чтобы ребенок ориентировался в именах самых близких людей. А ведь теперь, когда Сене 6 лет, он должен уметь называть не только имя, но и отчество — и свое, и родителей. И их профессии. И мама, и папа у Сени родные. Значит, придется еще раз поговорить с ними. Пишу записку, передаю через воспитателей: жду на приеме не только маму, но и папу.

Конечно, они снова смущены. Не могут поверить. Отговариваются: «Мы говорили, он просто забыл». Тогда я спрашиваю:

— Как вы называете друг друга дома?

— Пусик. — Мама Сени с нежностью смотрит на папу.

— Мусик, — вторит ей папа Сени.

— То есть вы даже имена свои не произносите? — уточняю я.

— Да… Получается, что так. Наверно, поэтому он говорит «дядя Паша» и «тетя Галя». К нам довольно часто приходит в гости племянник, и он нас называет дядей и тетей. Вот наш Сеня немного и не разобрался…

Конечно, подобная ситуация в 6-летнем возрасте — редкость. Но в 3-4 года ребенок называет родителей именно так, как их величают окружающие. Как же иначе?

Мамы и папы умиляются, услышав в свой адрес из детских уст «бегемотик», «мамсик» или «рыбка». Бабушка, правда, иногда слышит «грымза старая» («Откуда он взял? Нет-нет, мы не говорили!»). В общем, любое обращение ребенок воспринимает как имя собственное. Важно! Уже в 2 года малыш вполне способен усвоить, что маму зовут Таней, а папу — Мишей. Но только в том случае, если у него есть такая возможность. Есть семьи, где имена почти не звучат, только ласковые (в лучшем случае) прозвища. Поэтому подумайте, как именно называть друг друга при ребенке. Ласковые обращения не стоит исключать полностью, но все же ребенок должен слышать ваши настоящие имена. Спросите малыша, знает ли он, как зовут маму и папу. Если он затрудняется, пора браться за дело!

 

Шушуневна и Юрикович

Поучите малышей образовывать отчества. Скажите, что отчество образуется от имени папы. Правда, дети могут, не разобравшись, образовывать и такие отчества: Вадикович, Сашевна, Юрикович и даже Шушуневна (просто мама называла папу Шушуней). Дети не понимают разницы между короткими, уменьшительно-ласкательными и полными именами.

Объясните, что у каждого человека есть длинное полное имя, которое записано во всех его документах. А есть такие имена, которыми пользуются его родные и друзья.

Дайте задание крохе от полного имени папы образовывать отчество, прибавляя для мальчиков «-ович», а для девочки — «-овна».

Не забывайте и про женские имена, хотя они и не понадобятся для образования отчеств. На вопрос ребенка «Почему не дают отчество по маме?» отвечайте, что так принято. А вот когда у малыша нет отца, выбор отчества зависит от мамы, и то, что говорить по этому поводу детям, тоже ее дело. Важно! Чтобы ребенок умел образовывать свое отчество (а также отчества родителей), он должен знать разницу между коротким и полным именем. К 6-летнему возрасту, говорят специалисты, это необходимый элемент социальной компетентности.

 

Какое отчество у тебя будет?

В группе детей учить отчества еще интереснее. В детсаду воспитательница может устроить игру «Перенесемся в будущее»:

— Сеня, а какое отчество будет у твоего ребенка?

Сеня задумывается, а остальные ребята тут же включаются: интересно же!

— По-моему… Мое полное имя Семен… значит… Семенович!

— А если девочка?

— Тогда — Семеновна!

Ребята начинают вести себя более солидно, задумавшись о том, что у них тоже когда-то будут дети. Ау детей будут отчества! Девочки, хоть и смущаясь, тоже включаются в игру. Процесс словообразования перестает быть скучным делом и дается детям намного легче. Важно! Пусть изучение отчества не будет для ребенка чем-то скучным, облеките этот процесс в интересную для него форму. Изучение отчеств — повод поговорить с ребенком о важных вещах, о семейных ценностях. Это очень живая и интересная тема. И пусть ребенок сначала запинается, вспоминая, какое отчество у него или у вас. Главное, чтобы он понимал, как именно оно образуется. Это гораздо ценнее, чем автоматическая заученность.

 

Та тетя…

Интересно, что, даже посещая сад несколько лет, некоторые дети уверенно не могут назвать имени своей воспитательницы. Иногда я искренне удивляюсь, глядя на некоторых родителей. Заходя с утра или вечером в группу, вместо бодрого «Здравствуйте, Мария Семеновна!» они либо молчат, либо говорят: «Э-э-э… здравствуйте…» Очевидно, что они не знают, как зовут воспитателя ребенка! Нужно ли удивляться, что их чадо называет воспитателя «Ну… та тетя в саду…»?

Пока для ребенка человек остается «той тетей» или «тем дядей», с ним не будет установлен контакт. Знание имени и употребление его в речи — это первый шаг к тому, чтобы начать интересоваться другим человеком, проникать в его интересы, внутренний мир, доверять ему. Важно! Помните: если вы хотите, чтобы у детей возник контакт со значимым для него взрослым человеком (воспитателем, тренером, преподавателем), начните с имени. Потренируйтесь с ребенком его произносить. Для маленького человека это не всегда бывает просто, но ваша настойчивость покажет ему: имя — это важно. При малыше сами называйте значимого взрослого по имени-отчеству. Здоровайтесь и прощайтесь, проговаривая имя.

 

«Мама, мы подружились!»

Дочка бежит ко мне радостная: «Мама, мы с той девочкой подружились!» Спрашиваю: «И как ее зовут?» Дочка немного теряется: «Не знаю, я не спросила…» Советую ей подойти и спросить, и девочки наконец знакомятся по-настоящему. Может, правда до дружбы недалеко? В 6 лет малыш уже способен запоминать любые имена. Важно! Дайте ребенку понимание того, что имя его сверстника — это важно. Останавливайте его при формулировках «один мальчик» или «какая-то девочка». Спросите: «Кто именно? Как его (ее) зовут?» Дети, хорошо ориентирующиеся в именах окружающих людей, как правило, больше нравятся окружающим. Их больше уважают сверстники, с ними хотят дружить. Чаще задавайте вопросы: «А что он любит? Какой он? Чем он интересуется?» С имени мы начинаем путь к человеку. Пока мы не запомнили имя, мы не можем перейти на новый уровень отношений и доверия. Очень полезно поиграть с малышами в игру «Ласковое имя»: пусть малыши придумывают друг другу ласковые имена. Такая игра улучшает отношения в коллективе. Больше разговаривайте с детьми, проговаривайте даже самые простые на первый взгляд вещи. Детям еще столькому предстоит научиться!

News Reporter