Джамала. Девушка с характеров

Быть верной себе, говорить правду, верить людям, любить хорошую музыку — наш разговор с Джамалой показал, как нелегко бывает следовать этим простым правилам.

Хотите, поделюсь приметами того, что разговор со звездой сложится? Опоздав на съемку на шесть с половиной минут, она абсолютно серьезно просит за это прощение у съемочной группы. Быстрым движением «перелистнув» вывешенные стилистом наряды, уверенно выбирает: «Вот это и это!» И устроившись наконец на кресле перед зеркалом и отдав себя в руки визажиста и парикмахера, искренне интересуется: «Вам так удобно будет разговаривать? Тогда работаем!» И мы начинаем работать.

Джамала, будем откровенны: вашу музыку трудно назвать легкой. Никогда не было соблазна писать что-то попроще?

Джамала: Нет, никогда! (Она отвечает быстро, громко и пытается улыбкой смягчить резкость ответа.) Сразу после «Новой волны» (конкурс «Новая волна» в Юрмале в 2010 году, после победы на котором Джамала стала знаменитой. — Прим. редакции) мне стали предлагать: «Сделай хит, такой хитовый хит, два прихлопа, три притопа, а потом будешь заниматься тем, чем хочешь». Но мне как-то трудно было поверить в такую формулу. Как это? У меня есть свой слушатель, и вдруг я ему скажу: «Извините, я раньше делала хорошую музыку, а теперь мне просто деньги нужны»? Кстати, такие слова я часто слышу от коллег. Нет, это не для меня. Для меня важно петь то, что я хочу. Зато мне караоке не нужно! (Улыбается.)

Караоке?

Джамала: Меня иногда коллеги зовут на караоке: «Приходи, мы будем петь фирму! Джексона, Хьюстон, Меркьюри — нормальную музыку! Оторвемся!» А мне этого не надо — я пою нормальную музыку на своих концертах.

Тему кино не миновать. Есть новые предложения?

Джамала: Да, есть. Один французский режиссер собирается снимать фильм о композиторе Сергее Рахманинове, меня пробовали на роль его жены Натальи. Сейчас еще решается ряд вопросов, но мне, конечно, безумно хочется продолжить работу в кино. Я убеждена: каждая актриса учится на площадке — с помощью режиссера, оператора она выстраивает свое видение образа, сживается с ним, учится находить нюансы, которыми передается настроение. В оперном театре тебя от зрителя отделяет огромное расстояние, там нет крупных планов, поэтому театральные актеры все немного преувеличивают. В кино ты под микроскопом: зритель видит каждое движение твоих глаз, губ, мелочей нет — все работает на образ, все должно отражать состояние героя.

Кто ваша любимая актриса?

Джамала: Мерил Стрип. Мне кажется, даже в свои почти семьдесят она может сыграть Джульетту, потому что она понимает эту девочку, наполняет ее собой.

Кого бы вы хотели сыграть?

Джамала: Кино — это, прежде всего, психофизика: если ты внешне подходишь, тогда уже режиссер начинает думать, насколько ты сможешь воплотить образ конкретного героя. Конечно, я бы хотела сыграть Анну Ахматову, потому что мне временами кажется, что наши профили совпадают, но это само по себе ни о чем не говорит! (Улыбается.) Это титанический труд и безумная ответственность.

В «Поводыре» вы сыграли певицу со сложным характером и драматической судьбой. В чем этот образ созвучен вашему характеру и чем он отличается?

Джамала: Мы очень разные. Ольга всегда пыталась казаться больше и лучше, чем она есть, — это было необходимо ей для выживания в то время. Она слаба и уязвима, и своей ролью великой дивы, украшения театра она пытается защититься. А настоящий творческий человек всегда сомневающийся и всегда как бы стесняющийся того, что он делает. Ведь в конечном итоге он полностью поглощен тем, что делает, и делает это он для себя. Я в этом отношении абсолютный эгоист: все, что я делаю, я делаю в первую очередь для себя. И сомневаюсь, бывает, в результате, и переживаю из-за этого. А иначе нет смысла показывать этот результат людям. Поэтому никакое демонстративное величие мне не присуще.

В тридцать лет женщинам свойственно подводить какие-то итоги. Что у вас в активе, чем гордитесь?

Джамала: Написала три альбома, у меня есть моя публика, очень интеллигентный, своеобразный слушатель. Я его очень ценю и люблю. Вот мы сейчас собираемся в тур — Днепропетровск, Харьков, потом по городам Западной Украины, — и я радуюсь каждой встрече с ним. Мне всегда приятно до слез, когда люди говорят или пишут, что их тронула моя музыка. А подведение итогов… Я расскажу вам один случай (улыбается). Мне было 9 лет, я записывала на крымском радио программу крымско-татарских и детских песен. И вот я пою уже больше часа, мама подходит к режиссеру и так тихонько: «Может, она отдохнет, водички попьет, а?» Режиссер поворачивается и говорит: «Мама, ей сколько лет? Девять? Знаете, какие вещи в ее возрасте Моцарт делал?» (Пауза.) Я это помню до сих пор. Мне все время мало времени, я не могу остановиться, потому что все время помню, что уже сделали в моем возрасте великие люди (смеется). Да, конечно, иногда бывают  мысли, что надо заводить семью, рожать детей, вроде пора уже, у моих одноклассников уже по двое. Но мне все время хочется еще и еще что-то написать, что-то сделать, чтобы мои будущие дети не только любили маму, но и гордились ею. Как человеком, который сделал что-то хорошее. Это инфантилизм в какой-то степени, но вот так (смеется).

Не боитесь «не успеть» с замужеством и ребенком?

Джамала: Я верю, что у каждого человека свой таймер.

Вы всегда очень осторожно говорите о личной жизни. В вашей жизни есть близкий человек?

Джамала: Есть. Поделюсь секретом: я совершенно не умею быть одна. Побыть одной, чтобы написать песню, — это одно. А вот вернуться домой после концерта в пустую квартиру, нет, так я не люблю. Я очень люблю проводить время с семьей, с близкими друзьями, любимым человеком. Вот недавно мама приехала, мне удалось выкроить несколько дней, и мы провели их вместе в теплых краях. Мне этого так не хватало! В 14 лет я уехала учиться в другой город и с тех пор чувствую, что мне недостает общения с близкими. Особенно это стало ощутимо в последнее время. Начинаешь понимать, что родственные связи — это не просто так… (Задумывается.) Может все уйти: публика полюбит другого певца, у людей может не быть денег на билеты, и они не смогут приходить на концерты, голос может пропасть… Семья — это то, что останется, то, что будет тебя держать. Чем дольше я нахожусь, нет, не хочу даже называть это шоу-бизнесом, скажем так — в музыке, тем яснее я понимаю, что круг близких друзей становится все уже. Поэтому их поддержка невероятно ценна. Ну и (улыбается) поддержка любимого человека.

Что, по-вашему, лежит в основе отношений?

Джамала: Доверие. Если начинают проверять твой «Фейсбук» или читать эсэмэски… Все, это начало конца. Я сама доверяю человеку полностью. Никогда в жизни я никого не проверяла, никогда! И если вдруг мне начинает хотеться, а дай-ка я проверю… все, значит, отношения заканчиваются.

Что бы вы предпочли — любить или быть любимой?

Джамала: Наверное… (Задумывается.) Бытьлюбимой. Как говорила моя мама: «Вот этих мальчиков, которые сидят на соседней парте и дарят тебе конфеты, и надо искать в жизни». (Смеется.) Конечно, я бы не могла строить отношения с человеком, не испытывая к нему симпатии. Но мне важно, чтобы человек меня принимал такой, какая я есть. Кто-то из певиц говорил: «Никогда не заводите отношений с поклонниками». Я несколько раз убеждалась в справедливости этих слов. Бывают случаи, когда так и хочется сказать: «Эй, я не Джамала, я Сусана Джамаладинова!» Я ищу человека, который будет любить Сусану.

Нашли?

Джамала: Да (улыбается).

Какая вы домашняя, что любите делать?

Джамала: Ужасная (смеется). Я ужасная хозяйка, у меня

ничего не лежит на своем месте, вечно везде все валяется, такой, скажем мягко, творческий беспорядок. Но мне это удобно! Да, иногда я могу что-то приготовить, но вообще не люблю заниматься хозяйством! А чтобы было хорошо, надо любить этим заниматься. Вот моя сестра не просто мегакруто готовит, она это обожает.

Значит, путь к сердцу вашего любимого человека лежал не через желудок?

Джамала: Точно не через желудок! Хотя он хвалит, когда я готовлю. В последнее время я уже начала задумываться: как же я бездарна в готовке, чем же я буду кормить моих детей, что они скажут обо мне?! Ну, мама же всегда ассоциируется у детей с чем-то вкусненьким. Моя, например, готовит изумительный плов, манты. Значит, придется и мне научиться.

У вас вполне сложившийся оригинальный стиль. Кто-то помогал вам в создании образа?

Джамала: Все, что я надеваю, — это, как правило, мои личные идеи. У меня был опыт работы со стилистами, но вот уже больше пяти лет я сама работаю над своим образом. Просто в какой-то момент я поняла, что стилист пытается надеть на меня то, что надел бы сам. «Это круто, это тренди!» — А я смотрю в зеркало и вижу: это не я. Чтобы было круто, ты и вещь должны совпасть — это первое условие.

Так вы формируете стиль Джамалы. А что выбираете для Сусаны?

Джамала: Вот тут как раз Джамала и Су-сана совпадают! (Смеется.) Они обе любят стильные небанальные вещи. Второе условие — уместность. Для меня это очень важно. Одно дело красная дорожка, и совсем другое — повседневная жизнь. Мне всегда печально видеть наших девушек в мороз, в гололед в сапогах на высоких каблуках, шубках с рукавом три четверти…

Какие ваши любимые бренды?

Джамала: С удовольствием работаю с украинскими дизайнерами. Это Пустовит, Литковская, Подолян, Бобкова, Буренина, да, наверное, 99% украинских дизайнеров. Я недавно пересмотрела гардероб, оказалось, у меня целая коллекция платьев. Сделала в «Фейсбуке» страницу «Платья за мир» и продаю часть из них: деньги пойдут детям из семей переселенцев.

А чего бы вы никогда не надели?

Джамала: Я осторожно отношусь к леопарду. Опасный зверь (улыбается).

Что вас вдохновляет в создании образа?

Джамала: Это может быть что-то, что задело. У меня был период увлечения стилем 50-х — широкие пышные юбки, локоны, яркие губы. На каре меня вдохновила Луиза Брукс — актриса 20-х годов, звезда немого кино и возлюбленная Чаплина. Чалма — это достаточно распространенный элемент восточной одежды, к тому же она действительно в тренде. А вообще-то вдохновляет музыка. Да-да, понимаете, хорошая музыка — это камертон в жизни. Она ставит определенную планку, и ты уже просто не можешь надевать вещи нестильные, безвкусные. Я не могу быть отдельно от своей музыки. И если чувствую, что не совпала с вещью, больше я ее не надеваю.

Снова музыка — она с вами всегда. В одном из интервью, говоря о своем кинематографическом опыте, вы отметили разницу между кобзарями и современными певцами: первые пели о том, что хотели, а вторые поют о том, что хорошо продается. Как вы для себя решаете этот вопрос? …Удивительно, какая пауза повисает в комнате. Девушка-парикмахер застыла с расческой в руках, стилист съемки оторвался от планшета, фотограф бросил выставлять освещение и, похоже, тоже ждет ответа. Джамала молчит. Потом медленно поднимает глаза. Джамала: Я стараюсь петь правдиво. Надо чувствовать, что волнует людей. Это могут быть очень незамысловатые вещи, но если найти правильные слова — на грани простоты и философии, — это станет правдой жизни. Большое счастье, когда после концерта слышишь, как девушки говорят друг другу: «Это же обо мне, понимаешь?» Я сейчас написала песню «Шлях додому». На ее создание меня вдохновило крымскотатарское выражение «Помни о своих корнях, не забывай, откуда ты». Это дорога не только в Крым, к дому, к отцу, к дедушке, к инжиру, что растет у меня под окнами, это и путь к себе, к осознанию того, кто ты и что ты делаешь. Мне бы хотелось быть кобзарем своего времени… Получится или нет, но я никогда не стану петь то, во что не верю.

News Reporter