Лада Лузина. Сумрак — не наказание, а время для саморазвития

Мир Лады Лузиной полон чудес, приключений и вызовов самой себе. Любые жизненные испытания Лада может обернуть во благо себе, ведь, по ее словам, есть ситуация в целом, а есть твоя личная. Писательница напоминает, что Александр Вертинский получил признание и популярность в трагические времена Первой мировой войны.

Расскажите, как вы стали писательницей, что этому предшествовало?

Я с детства сочиняла простые детские стишки. Потом стала придумывать сказки, но их никто не записывал. Сейчас я очень жалею, что мои родные этого не делали. У меня была бабушка Эра, с которой мы играли в мою любимую игру — по сути, в прототип современного сериала. У нас обычно было две героини: плохая и хорошая, классический бразильский сериал, как я сейчас понимаю. Я всегда играла плохую роль, выбирала для своей героини громкое имя, например Эмилия (то есть у нее был характер миледи), а бабушкину звали Настенькой, и она всегда была очень хорошей девочкой.

Смысл игры заключался в том, что Эмилия всячески старалась испортить жизнь Настеньке. К сожалению, я не помню самих историй, но помню, что мы много лет подряд рассказывали эту сказку, а когда она заходила в тупик, то «сбрасывали» сюжет и начинали придумывать все заново.

А еще помню, что я всегда рассказывала страшные сказки. Теперь я поняла, что это мой любимый жанр. Совсем недавно я пересмотрела «Дракулу» Брэма Стокера. Этот фильм казался мне невероятно притягательным в детстве, я решила посмотреть его сейчас, чтобы понять, какие новые впечатления у меня возникнут. Я с удивлением поняла, что нет никаких «нынешних впечатлений», потому что какие-то сцены так впечатались в мое сознание, что, наверное, я смогла бы всю свою жизнь рассказать по ассоциации с эпизодами этого фильма. Например, сцена, где едет коляска с Киану Ривзом, а колеса находятся на самом краю обрыва, ассоциируется у меня с поездками по Крыму или путешествием в Трансильванию. Я веду к тому, что для меня моя жизнь в чем-то ассоциируется со страшной сказкой — историей, где приятно бояться, поскольку ты знаешь, что финал будет положительным. Это и есть тот жанр, к которому я стремлюсь. Наверное, сейчас в таких историях очень легко прятаться от реальности.

Все мои книги — это разные жанры меня. Среди них есть лишь одна серия книг — «Киевские ведьмы». Я бы не подписывалась на такую «многосерийку», если бы не город Киев. Идея книг была в том, чтобы рассказать историю столицы в максимально доступной форме — как приключение. Так появились три героини, которые могут путешествовать во времени и с которыми происходят разные истории, — таким образом я могу показать читателю город Киев сегодня и вчера, каким его совершенно никто не видит и не помнит. В количестве книг этой серии виноват сам город, ведь когда я начала писать первую, то даже не подозревала, что Киев настолько бездонен. Историй так много, что я не понимаю, почему до меня их никто не брал.

Киев я выбрала потому, что, во-первых, это мой родной город — я коренная киевлянка в пятом поколении (по папе). Но до 22-25 лет я не любила город. Киев мне открыла «Белая гвардия» Булгакова. Когда я прочла книгу во взрослом возрасте, я заплакала от того, что город можно любить так неистово. Булгаков описал Киев с такой любовью, уже когда его потерял, когда был в Москве и в прямом смысле слова прошел все мытарства войны. Он писал воспоминания о городе своего детства и, естественно, вложил туда всю свою любовь и всю боль, ведь Киев был для него потерян. Булгаков заразил меня своей любовью, а моя цель была — передать эту любовь другим. Потому что люди живут в городе или приезжают в него и не видят, какой он прекрасный. Я хотела добиться хотя бы того, чтобы люди, идя по улицам, поднимали головы и замечали, что их окружает. Моя цель — превратить столицу Украины для читателей из «плоского» города в «объемный». Сейчас я начала заниматься этим в другом ракурсе — стала водить по Киеву экскурсии. Это дает мне возможность передать ту же информацию, но в форме общения. Я пишу и рассказываю бесконечное количество историй о Киеве, потому что мне это интересно и мне это нравится. Не секрет, что если человеку не нравится то, что он делает, он априори делает это плохо. В лучшем случае — «неплохо». А когда занятие нравится, то человек делает это от «хорошо» до «суперклассно». Он наслаждается сам и созидает что-то положительное для других. По моей личной теории, если бы люди делали то, что им нравится, в мире не было бы войн. Сейчас почти все делают то, что приносит деньги. И большая человеческая трагедия в том, что общество не ставит перед собой задачу раскрыть потенциал каждого отдельного человека. Так же, как занимаемся нелюбимым делом, мы накапливаем ненужные вещи. Я считаю, что если бы люди отдали ненужные вещи (именно ненужные, а не те, которые просто не жалко), исчезло бы такое существенное разделение на богатых и бедных. Ведь даже я, не супербогатый человек, обладаю колоссальным количеством ненужных вещей. А еще я твердо уверена, что человек не должен менять свою сущность. Когда ты становишься другой, например худой, когда от природы склонна к полноте, или кардинально меняешь цвет волос, то начинаешь притягивать ненужных людей. Ведь, будучи блондинкой, я привлеку мужчину, которому нравится именно такой тип женщин. Хороший пример — мой собственный цвет волос. Недавно я перекрасилась в рыжий цвет. Стоит отметить, что с самого детства я воспринимала и называла себя рыжей. Поэтому, когда решила сменить свой натуральный цвет волос, сказала всем: «Поверьте, никто даже не заметит, ведь все, как и я, воспринимают меня рыжей». Так и произошло — мою метаморфозу заметили лишь самые близкие, остальные спрашивали: «А разве ты не всегда была рыжей?» По харизме, характеру и образу жизни я — рыжая, то есть нестандартная.

 

Что вы понимаете под понятием «мистика»?

Лично для меня мистика — то, что меня окружает в повседневной жизни, это реальность. Глупо доказывать, что нынешняя реальность показалась бы мистикой 200 лет назад. На самом деле нужно принимать то, что мы не знаем границ реальности. Например, почему не сказать, что та тарелочка, по которой у колдуньи катилось яблочко и в которой она видела весь мир, это не современный мобильный телефон? И глупо будет через 200 лет пытаться доказать нашим потомкам, что этот кусок пластмассы — наш смартфон и коммуникатор, без которого сегодня мы практически не можем обойтись. С другой стороны, я считаю, что то, что люди считают мистикой, на самом деле — реальность. Снова возвращаюсь к тому, что если ты делаешь то, чего хочешь и что тебе нравится, и это нечто тебе действительно нужно, оно — твое призвание, данное свыше, если сходятся эти три фактора -с тобой начинают происходить удивительные чудеса. Даже я редко попадаю в эти фазы, но когда попадаю, ощущаю настоящее счастье. И тут начинается мистика! Иными словами, ты попадаешь в нужное время, в нужно место, тебе встречаются нужные люди, к тебе сами приходят деньги и в целом все содействует ко благу. Ты ничего не просишь — тебе все само дается, это как поток, который несет тебя вверх. К сожалению, в нем тяжело удержаться. Мир, окружающий нас, люди, обстоятельства — внешние факторы, которые «выбивают» нас из этого состояния, мешают. Вот мой ответ — настоящей мистикой и чудом я считаю благостное состояние, когда ты находишься в своем потоке.

Еще один пример мистики в моей жизни — знакомство с будущим супругом. Много лет назад я поехала отдыхать в Коктебель со своей подругой Натальей Могилевской. Там мы познакомились с гадальщиком на картах Таро. Мы проболтали с ним почти всю ночь, и когда речь зашла о личной жизни, то на вопрос, почему я одинока, он сказал интересную фразу, что нет направленной к Богу молитвы. И я подумала, что действительно, в своей жизни я просила чего угодно — удачи, благополучия, но только не мужа. И я задумалась, а стоит ли мне сейчас просить, успею ли я воплотить все свои планы? Такую просьбу я произнесла лишь спустя полтора года и на следующий же день познакомилась с будущим мужем.

Кого вы считаете своим самым близким человеком? Что вы думаете о силе рода?

Конечно, это мама — у меня уникальная мама, я ее обожаю! Она мне все разрешала. Она никогда не ставила мне палок в колеса и все принимала — от скандальной журналистики до съемок в обнаженном виде. Родственники по папиной линии просто за головы хватались, когда я что-то вытворяла. А мама всегда говорила: «Перебесится». Я очень благодарна ей за то, что в детстве она не сделала мне каких-то «стопов» на будущую жизнь, не развила во мне комплексы. Она всегда проявляла себя как очень гармоничный человек, который умеет отпустить ситуацию. То есть вот это доверие ко мне с ее стороны было каким-то интуитивным, настоящим, а не ширмой, за которой она могла бы тайком следить за мной. Что касается моего детства, то я только сейчас стала понимать, каким бедным оно было. У меня оба родителя — инженеры. Они развелись, когда мне было 4 года, я жила с мамой и бабушкой. Когда сейчас муж рассказывает, что у него в детстве было то и это, я понимаю, что у меня всего этого не было. Но, тем не менее, я более счастливый человек, чем он. Его мать постоянно ему что-то запрещала, например, ему нельзя было обмениваться календариками, он не мог отрастить длинные волосы, хотя всегда этого хотел. И теперь, во взрослом возрасте, у него есть некоторые комплексы, рамки. Он привык себя контролировать. А я — наоборот, не имея каких-то излишеств, умела радоваться нашим маленьким прелестям. Мама никогда не «долбала» меня, но это была не вседозволенность, а абсолютная вера в меня. Благодаря этому я выросла с такой верой в себя.

Сами по себе мемуары не представляли особой литературной ценности, там было около 10 небольших историй. И в одной из них тетя Саня описывала, как она в Петербурге училась на женских курсах, кормила в своей столовой Ленина, а потом участвовала во взятии.

То есть моя тетя Саня была одним из участников, творцов великой Октябрьской революции, которую я в своей книге «отменяла» много лет спустя. Человек делал что-то, а ты думаешь, как это отменить, даже не догадываясь, что такой факт имел место. Существуют определенные проблемы рода, которые ты решаешь. Причем это не обязательно одна линия — мужская или женская, это связка, все родовое дерево. Если ты — веточка, то все дерево оказывает на тебя влияние, ведь энергетически это — единое целое.

Как вы относитесь к здоровому образу жизни, что вкладываете в это понятие?

Отмечу, что я не являюсь образцом здорового образа жизни, хотя это отнюдь не значит, что я не стану им через год. Для меня с детства любимой едой была жареная картошка. Кстати, одной из причин выйти замуж за моего избранника было то, что он знает 28 способов приготовления этого блюда. Я не считаю, что это яд. Ведь в любом яде главный вопрос — доза. Важно не пристраститься к чему-либо и не сделать это зависимостью. А если ты любишь что-то и получаешь от этого удовольствие, то ни в коем случае нельзя отказываться от счастья.

Я считаю, что человек должен прислушиваться к своим вкусам. Например, я всю жизнь люблю лимоны — ем их, как яблоки. И моему организму это подходит. Еще я искренне люблю чеснок. В периоды особой активности простудных заболеваний это мне очень помогает. Очень важно употреблять продукты, полезные для мозга. Как бы странно это ни звучало, но я работаю головой, поэтому мне всегда нужно заботиться об остроте ума. У многих хозяек на кухне на видном месте стоят соль, перец, сахар. На моей кухне стоят соль, перец, сахар и банка орехов. Грецкие орехи, красная рыба — у меня свой список продуктов, полезных для мозга. В голове рождается мой мир, мне нужно, чтобы этот инструмент безотказно работал. На мой взгляд, понятие здорового образа жизни шире, чем просто аспект питания и физического здоровья. В целом человека тянет к тому, что ему нужно. Это как любовь и страсть. Страсть — это зависимость. Эту формулу можно отнести ко всему, начиная с отношений и заканчивая едой. Любовь — это состояние гармонии, это мир и покой, но не на уровне скуки. Идя на поводу наших страстей, мы привязываем себя к чему-то ненужному, цепляемся за человека, которому вовсе не нужны, и носимся с ним, за ним, из-за него…

Ощущение гармонии помогает мне и в лечении болезней. Например, я обожаю поспать, поэтому для меня сон — отличный «доктор». Я считаю, что лучше не просто проваляться в постели, а по-настоящему проспать несколько дней, чем бегать по делам и потом все равно слечь, но уже на неделю. Здесь снова упомяну, как важно заниматься любимым делом. Помню, когда-то мне вырвали зуб мудрости. Поднялась высокая температура, плюс боль, ведь удаление этих зубов — обычно целая операция. Сначала я лежала, мучилась, а потом решила немного поработать, чтобы отвлечься. Я села писать и отвлеклась так, что напрочь забыла о боли! Любимая работа — это счастье, а счастье и гармония, я верю, могут исцелить самые страшные заболевания.

Вы пишете приключенческие романы, хорошо знаете историю, разбираетесь в политике, экономике — откуда у вас познания в таких разных сферах? Признаюсь, я действительно неплохо разбираюсь в политике, а экономике сейчас только пытаюсь обучиться. Я делаю это, чтобы, принимая важные решения, иметь возможность руководствоваться не чужими, а собственными выводами. Недавно, например, передо мной стоял вопрос, во что вкладывать деньги, какую валюту покупать — доллары или евро, в какой пропорции, имеет ли смысл ждать, пока «упадет» курс. Я искала какую-то аналитику, чтобы найти ответы, а в итоге поняла, что мне проще изучить тему и разобраться в ней самой.

С политикой проще. Мне кажется, писателям в принципе проще разбираться в ней, чем другим людям. Мне особенно — ведь я по образованию театральный критик, а первая задача таких специалистов — разбирать пьесы, чтобы понимать, почему так или иначе ведут себя герои. С такого утла зрения мне всегда проще понимать ситуацию взаимоотношений, независимо от того, семейная это жизнь или геополитика. Единственное мое ограничение — не говорить о политике публично. Я считаю, что и без того сейчас об этом говорят слишком много людей, и часто говорят глупости. Могу сказать только, что по всем показателям, в том числе мистическим и астрологическим, война должна скоро закончиться. Если разбирать нашу «пьесу» с точки зрения тенденций всех персонажей (США, Европа, Украина, Россия), в скором времени они должны прийти к общему знаменателю. Скоро — это, наверное, год или полгода (я сама хочу, чтобы мир наступил как можно быстрее). Тут важно учитывать, что есть ситуация общая, а есть — твоя собственная, и важно понять, почему тебе нужно пройти ее. Сейчас мы живем в эпоху электричества, а наши предки все темное время суток проживали во мраке. И тут важно понимать, что темнота — это не зло, это время для двух самых важных вещей: зачатия детей и самопознания. Для магии, опять таки. Но что такое магия? Это и есть работа над собой и своими энергиями. Сейчас нам всем нужно перестать паниковать. Тяжелые времена — прекрасное время для саморазвития, для обучения новому. Это хороший повод уделить время нашим близким, которыми мы, в силу вечной погони за финансовым благополучием, частенько пренебрегаем.

News Reporter